Книга как связь поколений

 


Проект "Книга как связь поколений". Видео

Документальная повесть Эдуарда Корпачева "Юнга с бронекатера", являясь сегодня раритетом, рассказывает о жившем до войны реальном мальчике Олеге Ольховском. Эту книгу читали и учителя, и учащиеся нашей школы в уже далекие 70-е годы прошлого века. Была она и у родственников Олега, живущих и ныне в нашем городе. А нас с героем повести свела судьба в школе № 288 в школе на Курляндской улице. Совместное чтение позволяет создать атмосферу взаимопонимания всех участников. Ветераны производства (наши шефы) могут рассказать о своем жизненном опыте, возможно, заинтересовать будущей профессией.

Для старшего поколения очень важно ощущение востребованности, а сами они, являясь носителями культурного кода, просто незаменимы в общении с нашими детьми. Не будучи профессиональными педагогами, они вместе с учителями, находящимися на заслуженном отдыхе, помогают расширить круг чтения ребятам, а совместное чтение и обсуждение прочитанного позволяет лучше понять друг друга в извечном "споре поколений". Надеемся, что этот проект позволит нашим ученикам осознать и свою социальную значимость. 

В сентябре 2018 года начался новый масштабный проект "Школа волонтеров чтения" для молодых авторов литературных проектов. Проект реализуется совместными усилиями Российского книжного союза и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

А волонтеры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения.

Волонтеры чтения — это люди, которые: 

• с удовольствием посвящают значительную часть своего времени чтению хороших книг; 

• хотят, чтобы в современном мире стало больше читателей; 

• могут заинтересовать чтением своих сверстников или младших товарищей, а также родителей и коллег; 

• готовы придумать и осуществить свой читательский проект и поделиться его результатами.

Наше участие в этом движении пока заключается в публикациях статей о нашем опыте приобщения детей к чтению в сборниках "100 проектов для чтения" с 2015 года  ("Школьный педагогический проект "Кубок Шерлока Холмса "Львиная Грива" , "Книжное дерево моей семьи", "Школьный киноклуб"). В новом образовательном атласе "100 проектов про чтение. Молодежные инициативы-2018" рассказывается о нашем новом проекте "Книга как связь поколений".

Идеи нашего проекта по совместному чтению будут реализованы и в день празднования 75-летия со дня снятия блокады Ленинграда 27 января 2019, и в апреле 2019, когда мы планируем провести III Хоровой общешкольный фестиваль "Помни имя свое".


Отрывок из книги Эдуарда Корпачева "Юнга с бронекатера"
" … У здания, над крыльцом которого свисал флаг с алым крестом, Олег с отцом остановились, и Олег с тоской посмотрел на окна, уцелевшие или залатанные наскоро фанерой, и что-то подсказало ему, что здесь была когда-то школа. 

 

И он вспомнил о своей ленинградской школе на Курляндской улице, и опять таким радужным представилось ему далекое довоенное детство. 

И, улыбнувшись, он вообразил уже другое, скорое время, когда вернется в Ленинград, пойдет, задыхаясь от счастья, по Курляндской улице, взбежит на третий этаж, в учительскую, в этой моряцкой своей форме, при широком ремне с бляхой, при ордене, с зажатой в руке бескозыркой! 

Это будет, обязательно будет: встреча с Курляндской улицей, со школой, и радость возвращения, и боль утрат!... "


Надеемся, что наши ученики осознают значимость идеи "Хороший текст должен вдохновлять читателя и порождать новые смыслы" и смогут понять, что "Книжная культура — основа современной культуры, ее сохранение и развитие — важная миссия человечества" (Ведущие идеи курса "Образовательная программа массового открытого онлайн-курса "Школа волонтеров чтения").
Наши планы

Возможный вариант чтения для старшеклассников - исторический роман (с подзаголовком "документальная трагедия") советского писателя Валентина Пикуля "Реквием каравану PQ-17". Сам писатель практически ровесник нашего юнги в 1943 году окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) и воевал на Северном флоте.


О проекте "Книга как связь поколений" был сделан доклад в рамках V Международного педагогического форума "Языковая норма. Виды и проблемы" (3-4 декабря 2018 года, г. Сочи). Программа 
 

Подробнее о педагогическом форуме 

Торжественное открытие форума и секционные заседания, в которых приняла участие делегация РГПУ им. А.И. Герцена, состоялись 3 декабря 2018. V Международный педагогический форум проводится Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ, Российской академией образования, РГПУ им. А.И. Герцена, фондом "Русский мир", Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Его участниками стали преподаватели русского языка как родного и как иностранного из России, а также ближнего и дальнего зарубежья. На форуме 2018 года участники обсудили вопросы становления и развития языковой нормы, виды языковой нормы, проблемы обучения языковым нормам разных категорий учащихся, изучающих русский язык как родной и как иностранный.

Оргкомитет и эксперты обсудили проекты, присланные на конкурс в рамках V Международного педагогического форума. Конкурс проводился по пяти направлениям: "Развитие правильного письма", "Русский язык и языки народов Российской Федерации", "Инновационные проекты по русскому языку в школе", "Электронные учебники по русистике для вузов", "Развитие детского чтения". Руководителями направлений стали ведущие специалисты в области популяризации русского языка и литературы, в том числе и ученые-герценовцы — доцент кафедры ЮНЕСКО Олег Леонидович Муковский и профессор кафедры ЮНЕСКО Татьяна Гелиевна Галактионова.


 

Дата последнего обновления страницы 31.08.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»